«Детство без насилия»

Человек обладает способностью любить, и, если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…

                                                                                                   

Тема нашей интернет-конференции серьезна и трудна. Это тема проявления насилия и жестокого отношения к детям. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же эта за явления и стоит ли нам о нем говорить? Давайте рассмотрим, что с собой представляют насилие и жестокое обращение с детьми. И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

Проблема жестокого обращения с детьми действительно является весьма актуальной и требует особого внимания, как общественности, так и органов государственной власти.

   Самое важное в решении задачи предотвращения насилия детей – четкое разграничение функций органов государственной власти и тесное взаимодействие органов исполнительной власти по выявлению признаков жестокости во всех сферах жизни ребенка.

 

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  •  Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  •  Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  •  Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:
  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и не выполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
    • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
    • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

 

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования;
  • негативные семейные традиции;
  • нежелательный ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка;
  • «трудный» ребенок.

 

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.

Каждый из вас задавал себе вопрос «Стоит ли наказывать ребенка за проступок? Если да, то какова должна быть мера наказания за него?» А.С. Макаренко считал, что наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Но вот определить эту необходимость – задача каждого родителя/законного представителя.

 

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов. Действительно, ведь воспитание - это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые ему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: «Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то  родитель и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.

  Чаще всего объектами воспитания  становятся дети, и это правильно. Родители обязаны воспитывать своих детей, то есть, заложив в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания. К сожалению, чаще взрослые   используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой – либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых. В наши дни бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть такие, кто убеждён, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё-таки, использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться  почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное руководство детьми.

 

 Родителям о наказании

  • Шлепая ребенка, вы учите бояться вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.  Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведения ребенка.
  • Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Задача дисциплинарной техники – изменить желание ребенка, а не только его поведение.
  • Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным, начинает ревновать к брату, сестре, а порой, и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединяются два чувства – любовь и ненависть, - как сразу возникает конфликт.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

 

           Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? 

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Следует отметить, что лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

 

Типы-схемы жестокого отношения в семье.

   «Ребенок-мишень» - ребенка считают слишком пассивным, либо очень активным и как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.

  «Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.

   «Отсутствие навыков отцовства и материнства» - родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других  стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.

  «Необразованный родитель» - отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.

  «Модель домашнего насилия» - жестокое поведение часто отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.

«Изоляция от внешнего мира» - нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.

«Семейные стереотипы» - нарушение традиционных схем поведения жестоко карается  родителями (подростковая беременность, нарушения традиций семьи, этические нарушения и т.п.).

 

Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от взрослых. Ребенок верит в любовь, силу, добро. Но в жизни есть такие ситуации, когда дети испытывают голод, насилие, унижение. Их запугивают, используют телесные наказания, угрозы. Жестокость лучше предупредить, чем с ней бороться. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.

Надеемся, что «погружение» в проблему оказалось для Вас полезным.  Хотим Вам предложить «Памятку», которая, возможно, поможет Вам принять правильное решение по поводу наказания ребенка.

В завершении хотим пожелать вам родительской мудрости и огромного терпения. Любите своих детей несмотря ни на что. Уважайте их за то, что они личности, за то, что они самобытны и неповторимы.

Счастья вам, родители, и тогда будут счастливы ваши детям.

 

Памятка для родителей

   Уважаемые родители/законные представители! Внимательно прочтите эту памятку и задумайтесь о том, насколько правильно вы поступаете, воспитывая своего ребенка и определяя меру поощрения и наказания детей в семье.

  1. Ваш ребенок должен чувствовать вашу последовательность и ответственность, объективность и рассудительность в оценке его поступков, поведения.
  2. Никогда не наказывайте своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
  3. Не принимайте формальное решение о наказании своего ребенка.
  4. Уважайте в своем ребенке человека, не оскорбляйте и не унижайте его.
  5. Не боитесь рассказывать своему ребенку о своих поступках в его возрасте. Это только поможет понять вас и себя.
  6. Требуйте от ребенка говорить только правду, какой бы горькой она не была.
  7. Защищайте своего ребенка, если вы уверены в том, что он не  совершал дурного поступка.
  8. Наказывайте ребенка, не унижая его человеческое достоинство.
  9. Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания, не таите от одного из родителей проступки ребенка. Это может привести к потере авторитета.
  10. Будьте терпеливы в наказании, любой промах ребенка не оставляйте без внимания.
  11. В промахах и проступках своего ребенка не пытайтесь делать виноватыми других людей.
  12. «Кто старое вспомнит, тому глаз вон». Вспоминайте эту пословицу тогда, когда вам хочется укорить ребенка дурным поступком, когда-то им совершенным.
  13. Общайтесь со своим ребенком, иногда он совершает проступки, чтобы обратить на себя внимание.
  14. Помните! Хвала должна быть объективной!
  15. Любите своего ребенка, несмотря ни на что!