Агрессия как социально-психологический феномен

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

Устойчивая агрессия деформирует личностное развитие ребенка, снижает коммуникативные навыки, продуктивный потенциал ребенка, он становится изгоем в кругу сверстников, объектом  раздражения взрослых.

Причиной агрессии чаще всего являются физические и психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребностей или достижению целей человека. Агрессию могут вызывать оскорбления личностного достоинства, повседневные страдания, прерывание «цикла» получение удовольствия, принуждения и наказания.

Переживание агрессии характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. Чувство уверенности в себе при агрессии значительно выше, чем при любой другой эмоции.

Агрессия - это активная форма выражения гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Этому определению мы часто отдаем свое предпочтение, но есть и научное определение.

Агрессия - поведение, целью которого является причинение боли, страдания, вреда. Проявляется на основе эмоций или как заученное поведение, имеющее целью достижения определенных корыстных интересов.

Агрессивная реакция - это реакция борьбы за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Агрессия в ряде случаев предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие появления ухода от действительности.

Если гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до их истинных причин, поскольку агрессивность уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний, таких как: ревматический артрит, крапивница, прыщи, псориаз, язва желудка, эпилепсия, мигрень и гипертония.

Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и контролировать их усложняет жизнь ребенка. Возникшие у ребенка одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становиться для него причиной гнева и раздражения.

Виды агрессии:

Физическая агрессия (нападение) - это использование физической силы против другого лица. Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находиться рядом, нападать на детей младше себя или даже взрослых. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых. Обычно больше всего досаждает взрослым то, что дети ссорятся и дерутся. Желание драться, равно как щипаться или кусаться исподтишка, - это далеко не всегда признак ненормальности ребенка.

Вербальная агрессия- это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятье, ругань). Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления, дразнить других или ругаться. Это не повод для беспокойства. Напротив, явное отсутствие непосредственности и непринужденности в поведении ребенка должно беспокоить больше.

Косвенная агрессия включает агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, - сплетни, злобные шутки и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью. Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «перенесения». Например, ребенок, которому мать не дает карамельку, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто изменить свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Они рвут книги, высыпают продукты из пакетов или разбрасывают игрушки. Могут быть даже такие опасные проявления агрессивности, как поджоги. Бывает совпадение агрессивности и враждебности, когда ребенок швыряет игрушки в других детей и взрослых. Многие признаки агрессивности равно относятся к детям, чьи чувства разражаются в разрушительном поведении.

В той или иной форме агрессивное поведение прослеживается у детей и подростков любой возрастной группы. Родители могут не обратить внимание на шалости ребенка, которые, по их мнению,  могут носить вполне безобидный характер. В детских играх даже самых маленьких детей можно заметить проявление агрессии. Но, как правило, родители начинают бить тревогу, когда агрессия направлена на них самих, т.е. на высшую инстанцию. Проблема состоит в том, что родители достаточно поздно пытаются корректировать поведение ребенка, не устранив причины агрессии.

Причины агрессии

Самыми распространенными причинами возникновения агрессии являются проблемы в семье и погрешности в воспитании.

  • Проблема отношений внутри семьи, конфликты и непонимание между отцом и матерью, выражающиеся в неразделении интересов друг друга и равнодушии.
  • Агрессивное поведение самих родителей.
  • Равнодушие родителей к делам и интересам своего ребенка, его успешности и социальному статусу.
  • Ситуация, когда родители ограждают детей от обязанностей по дому и не допускают к решению семейных вопросов.
  • Сильная эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, в этом случае объектом агрессии может стать второй родитель.
  • Противоречия воспитательного процесса, когда поведение родителей не соответствует требованиям, предъявляемым к ребенку.
  • Непоследовательность в воспитании, когда требования родителей меняются в зависимости от сложившейся ситуации или в случае, когда родители проводят разные воспитательные линии, противоречащие друг другу.

Также причинами агрессивного поведения могут быть низкая самооценка, неспособность контролировать свои поступки, недостаточное развитие интеллекта, высокая степень возбудимости в связи с травмой или перенесенным заболеванием, неумение строить отношения в социуме.

Учеными доказано, что огромное значение в возникновении агрессии имеют СМИ и, в частности, сцены насилия на экранах телевизоров, а также жестокие компьютерные игры.

Коррекция поведения агрессивных детей

Корректировать поведение детей следует в зависимости от создавшейся ситуации, также необходимо разговаривать с ребенком и его проблемах, уделять максимум внимания. Для этого, конечно, потребуется терпение, педагоги не должны выяснять отношения с ребенком во время вспышки агрессии и должны быть сами спокойны и уверены в себе.

  1. Использовать во время вспышки минимальное количество слов, не оскорблять ребенка, чтобы не спровоцировать  усиление вспышки гнева и злости.

 

  1. Не пытаться шантажировать или запугивать ребенка.

 

  1. Показать на собственном примере правильное поведение, стать образцом спокойствия и терпения.

 

  1. Необходимо научить ребенка различным способам избавления от негативных эмоций.

Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

  • Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  • Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  • Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

 

  1. Пресекать подобные ситуации перед их возникновением.

Для этого можно использовать игры. Игра положительно влияет на психическое развитие ребенка. Помогает ему приобрести определенные навыки во многих видах деятельности, готовит ко взрослой жизни. Также игра обладает огромным терапевтическим эффектом: помогает расслабиться, преодолеть страхи, агрессию, снимает напряжение, помочь в общении, наладить контакт с педагогами.

При игровой коррекции поведения применяется групповая игра, которая поможет ребенку укрепить уверенность в себе, создать гибкость и не принужденность в контактах и выработать приемлемые навыки общения через моделируемое игрой взаимодействия со сверстниками.

Развиваемая игрой способность быть собой среди других - это способность принятия себя в группе, умение взаимодействовать, быть на равных, что создает адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворенности общением.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, а так же у них уменьшается агрессивность. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

 

Следует отметить, что у агрессивных детей существует повышенный тонус мышц, ребенок напряжен, поэтому одним из способов воздействия является спорт и физическая активность ребенка.

 

Главное помнить, что агрессивный ребенок – это испуганный ребенок. Агрессия становится способом управления страхами, ребенок находит то решение, которое может. Наша задача помочь ему найти другие способы совладания со страхом или с ситуацией – более адекватные и спокойные.