Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом РДА и РАС по снижению симптоматики эмоционально-поведенческих расстройств, средствами сенсорного воздействия.

Цель: снижению симптоматики эмоционально-поведенческих расстройств путем коррекции психического развития детей с РДА и детей с РАС.

Целевая группа: дети-инвалиды в возрасте от 3 до 18 лет

Задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к общению, навыков межличностного контакта и коммуникации;
  2. Преодоление негативизма при общении;
  3. Повышение психической активности, активация функций ЦНС, формирование познавательных навыков и ВПФ;
  4. Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта, расширение спектра эмоциональных реакций;
  5. Снятие мышечного, эмоционального и психологического напряжения;
  6. Формирование произвольности, рефлексии, целенаправленности;
  7. Формирование самосознания и личности.

Программа коррекционно-развивающих занятий включает в себя следующие содержательно-целевые этапы:

Подготовительный этап

Установление контакта с детьми, формирование доверительных отношений, закрепление положительного опыта взаимодействия. Этап представляет собой 2-3 занятия, в течение которых ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. В течение занятий ребенок знакомился с сенсорной комнатой и другими детьми под присмотром психолога, у детей формировался положительный эмоциональный настрой на занятия. Психолог осуществлял диагностику форм поведения и особенностей общения детей.

Реконструктивный этап

Представляет собой коррекцию неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. На данном этапе активно использовались различные психологические техники: сказкотерапия, сюжетно-ролевая игра, цвето- и светотерапия, разыгрывание, и пр., что способствовало эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний у ребенка. Данный этап решал задачи коррегирования личностной, эмоциональной, волевой и поведенческой сфер, формирования коммуникативных умений и навыков, развития критичного отношения к себе и к своим поступкам, устранения или снижения тревожных тенденций, агрессивности, страхов, развития навыков правильного поведения в обществе и успешного взаимодействия с окружающими.

Психорегулирующая тренировка, а именно смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов саморегуляции и самоконтроля поведения, проводилась с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.

Итоговый этап

Закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Реализация коррекционно-развивающей программы для детей с РДА и РАС является стимулом для эффективной адаптации ребенка к социуму, благодаря чему активизируется процесс формирования внешней коммуникации, контакта с окружающим миром, формируется чувство эмоционального и психологического комфорта. Средства сенсорной комнаты позволяют преодолеть психологическую защиту, установить доверительный контакт между всеми участниками коррекционного процесса, тем самым позволяя осуществлять процесс коррекции эмоциональной, волевой, познавательной и личностной сфер ребенка.

Ожидаемые результаты: эффективная адаптация ребенка к социуму, активизация процессов формирования внешней коммуникации, контакта с окружающим миром, формирование чувства эмоционального и психологического комфорта, преодоление психологических защит ребенка,  установление доверительного контакта, коррекция эмоциональной, волевой, познавательной и личностной сфер ребенка.