Календарь событий

12 мая 2020

Цикл занятий "Давайте жить дружно!"

Целевая группа: дети и подростки 10-15 лет

Цель: усвоение подростками психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия, позволяющих управлять коммуникативной ситуацией.

Задачи:

- формирование у подростков представления о компетентности в общении, способах развития коммуникативной грамотности, параметрах конструктивного общения;

- обучение навыком рефлексии;

- развитие навыков контроля эмоциональной сферы и выбора оптимальных средств самореализации в процессе общения.

 

Этапы реализации технологии:

1.Организационный этап (решение организационных вопросов деятельности по реализации технологии: выстраивание взаимодействия с образовательными учреждениями, привлекаемыми к реализации технологии)

2.Практический этап (осуществление психолого-педагогической работы с несовершеннолетними: реализация групповых занятий с несовершеннолетними)

3.Заключительный этап (анализ результатов реализации технологии, при необходимости внесение корректировок в содержание, представление результатов).

Направления деятельности:

1.Профилактическое: предупреждение агрессивного поведения среди подростков.

2.Психолого-педагогическое: обучение навыкам рефлексии, формирование у подростков представления о компетентности в общении, способах развития коммуникативной грамотности, параметрах конструктивного общения, развитие навыков контроля эмоциональной сферы и выбора оптимальных средств самореализации в процессе  общения.

Условия предоставления услуг:  занятия осуществляются на базе Отделения и в образовательных учреждениях г. Мурманска посредством выезда специалистов.

Услуги предоставляются на безвозмездной основе.

Методы используемые при реализации технологии:

- социально-психологические тренинги;

- мозговой штурм;

- групповая дискуссия.

 

Ожидаемые результаты: усвоение подростками навыков эффективного межличностного взаимодействия, в

Тренинговое занятие "Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми"

Автор: Качерская Мария Юрьевна.

 

Целевая группа: дети в возрасте 7 - 12 лет.

Цели: обучить детей правильному, безопасному поведению при общении с незнакомыми людьми на улице, развить у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности.

Задачи:

1. Дать определение кто такой незнакомый человек.

2. Обучить детей навыкам безопасного поведения с незнакомым человеком на улице.

3. Сформировать правила общения с незнакомыми людьми.

4. В игровой форме проработать алгоритм действий в ситуации, если ребенок потерялся или стал свидетелем уличного происшествия.

 

Этапы реализации:

1. Организационный этап (решение организационных вопросов деятельности по реализации технологии: выстраивание взаимодействия с образовательными учреждениями, привлекаемыми к реализации технологии);

2. Практический этап (реализация групповых занятий - осуществление социально-педагогической работы с несовершеннолетними);

3. Заключительный этап (анализ результатов реализации технологии, при необходимости внесение корректировок в содержание, представление результатов).

 

Направления деятельности:

- обучающее направление (формирование навыков и приемов безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми на улице);

- профилактическое направление (предупреждение похищений детей на улице);

- социально-педагогическое направление (проработка в игровой форме алгоритма действий и правил безопасного общения с незнакомыми людьми, развитие у детей чувства осторожности, смелости и находчивости при появлении опасности от незнакомых людей).

 

Условия предоставления услуг:

- занятия с детьми, проживающими в Отделении;

- тренинговое занятие проводится на базе общеобразовательных учреждений г. Мурманска посредством выезда специалистов;

- услуги предоставляются на безвозмездной основе.

 

Методы используемые при реализации технологии:

- теоретические (групповая дискуссия, объяснение, информирование, обсуждение);

- практические (ролевая игра).

 

Ожидаемые результаты: приобретение детьми теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми на улице.

Тренинг ненасильственного поведения для подростков "Мой выбор"

Целевые группы: подростки 15-17лет.

Цель: привлечение внимания молодежи к проблемам насилия, а также развитие у подростков навыков построения ненасильственных отношений.

Задачи:

1. Гармонизировать сферу межличностного общения подростков.

2. Повысить уровень информированности подростков по проблеме  

    насилия.

3. Научить подростков распознавать ситуации насилия в отношениях.

4. Научить противостоять различным видам насилия.

     5. Обратить внимание подростков на внутренние ресурсы личности.

     6. Развить навыки построения ненасильственных отношений.

     7. Предотвратить насилие в семье и в подростковой среде.

     8. Повысить уровень правовой информированности подростков.

Основной метод работы – групповая работа.

Если возникает необходимость, имеет место проведение индивидуальной работы с подростками в виде индивидуальных консультаций с целью решения возникающих проблем, касающихся как сложных жизненных ситуаций, поведенческих и психологических проблем и возникающих в связи с этим затруднений, так и участия в работе группы. 1При этом используются метод беседы, обсуждение проблемной ситуации, позволяющее по-новому взглянуть на проблему, кажущуюся неразрешимой.

Используемые методы:

  1. беседы (информирование, подача материала по определенной теме в свободной форме, с обсуждением конкретных примеров и жизненных ситуаций,  получение обратной связи);
  2. дискуссии (обмен мнениями, обсуждение, спор. При этом каждый участник получает возможность высказать свое мнение по какой-либо теме, опираясь на свои знания и опыт, ценностные установки. Это позволяет научить подростков думать, высказывать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека);
  3. «мозговой штурм» («генератор идей». Представляет собой свободное выражение своих мыслей участниками по рассматриваемому вопросу, либо предложения по поводу разрешения проблемной ситуации. Это хороший способ быстрого включения всех участников группы в работу. Позволяет выяснить сущность и понимание проблемы участниками, а также найти неординарный способ решения проблемной ситуации );
  4. сюжетно-ролевые игры (небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций, где участники имеют возможность «проиграть» различные модели поведения с целью разрешения возникающих проблемных ситуаций, выработать новые стратегии поведения, пережить свои внутренние опасения и проблемы, наработать варианты поведения в ситуациях, возможных в будущем. Это позволяет также показать участникам существующие стереотипы поведения в тех или иных ситуациях и их эффективность );
  5. психогимнастика (метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений и мимики);
  6. коллективные, групповые задания  (представляют собой поиск выхода из предлагаемой ситуации, которая может являться описанием события, факта и, как правило, содержит конфликт. Позволяет подросткам самостоятельно найти выход из сложной ситуации, а также увидеть и проследить его результативность и эффективность );
  7. игры (представляют собой инструмент для изменения «Я», управления групповым процессом. Необходимы для отдыха, переключения внимания, развлечения, создания комфортной атмосферы ).

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в группе подростков не более 3-20 человек, продолжительность занятия 1,5-2 часа. Тематика какого-либо блока или занятия может быть расширена и более подробно рассмотрена на нескольких занятиях, исходя из групповой динамики и потребностей группы.

 

Этапы реализации программы:

I. Подготовительный.

Заключается в анализе проблемной ситуации, обозначении целевой группы, определении целей и задач работы, исходя из потребностей обозначенной целевой группы, разработке программы, принципов и методов  работы по данному направлению, разработке пригласительных материалов с целью оповещения целевой группы о проводимых занятиях, установлению контактов со школой с целью донесения информации о тренинге, разработке анкеты, подборе наглядных рабочих и методических материалов, формирование материально-технической базы, которая подразумевает закупку необходимого оборудования, канцелярских товаров, изготовление и приобретение методических раздаточных материалов для участников группы, подготовке помещения для проведения групповых занятий.

II.  Основной.

Заключается в непосредственной реализации самой программы. Включает в себя проведение организационного занятия в школе со старшеклассниками с целью приглашения для участия в тренинге, мотивацию на посещение группы и раздачу пригласительных материалов; на начальном этапе реализации программы -  анкетирование с целью выявления некоторых элементарных сведений о личности подростков, круге интересов, увлечениях, диагностики исходного состояния, определения потребностей и интересов; на начальном этапе тренинга необходимо мотивировать подростков для активного участия в работе группы, сплотить в единый коллектив, создавать дружескую, доверительную атмосферу на занятиях. Важным компонентом основного этапа реализации программы является также проведение занятий в соответствии с целями, задачами и программой тренинга, а также анализ групповой динамики, изменений состояний    участников в ходе занятий, соответствия хода работы группы потребностям целевой группы, а также целям и задачам программы.

Кроме непосредственной направленности на формирование навыков ненасильственного поведения, программа тренинга направлена также на формирование адекватной самооценки, выработку навыков уверенного поведения, личностный рост и развитие подростков, самоидентификацию признаков насильственного поведения и агрессии, развитие коммуникативных навыков, правовое просвещение. Таким образом, программа тренинга включает в себя пять основных блоков:

1. Блок личностного роста, цель которого научить подростков справляться с негативными переживаниями, самостоятельно принимать решения, осознавая свои цели, потребности и интересы, воспитать уверенность в себе. (Включает в себя выработку адекватной самооценки, осознание своих потребностей и возможностей, ценностей и приоритетов,  приобретение навыков саморефлексии и внутреннего анализа, самопознание и самопринятие, самоуважение, выработку навыков уверенного поведения, самостоятельность в принятии решений, осознанность выбора).

2. Блок конструктивного общения, цель которого ознакомить и научить подростков новым конструктивным формам общения, способствующих построению гармоничных взаимоотношений. (Включает в себя информирование о сущности, видах и способах общения, информирование о сущности и причинах возникновения конфликтов, способах их разрешения, совершенствование коммуникативных навыков, приобретение навыков конструктивного общения, тренировку навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, рассмотрение сущности, причин и способов разрешения внутриличностных конфликтов).

3. Блок ненасильственного поведения, цель которого повысить уровень информированности подростков по проблеме насилия,   сформировать навыки построения ненасильственных взаимоотношений с окружающими. (Включает в себя информирование о сущности насилия, его видах и динамике, о жертвах и обидчиках, выявление различных сфер жизни и ситуаций, в которых может проявляться насилие (насилие в близких и «случайных» отношениях), самоидентификацию признаков насильственного поведения, сущность, формы и причины агрессии, роль агрессии в возникновении насилия, важность самоконтроля и коммуникативных навыков, способы трансформации и выражения агрессии позитивным способом, принятие ответственности за свое поведение, выработка «правил безопасного поведения» (с целью предотвращения ситуаций насилия), «план безопасности жертвы» (в ситуациях насилия), профилактика употребления алкоголя и наркотиков как факторов, ослабляющих самоконтроль и провоцирующих агрессивное поведение).

4. Блок конструктивного общения с противоположным полом, цель которого научить подростков навыкам построения гармоничных, ненасильственных взаимоотношений с противоположным полом. (Включает в себя понимание влияния гендерных стереотипов на мировоззрение и возникновение насилия во взаимоотношениях, понимание разницы между контролирующим и заботливым поведением, причины и предотвращение насилия на стадии свидания, приобретение навыков предотвращения насилия и нападения во время свидания, способы адекватного реагирования в ситуациях насилия,  выработка модели ненасильственного поведения в отношениях с противоположным полом, приобретение навыков ненасильственного разрешения конфликтов в близких отношениях).

5. Блок правовой информации, целью которого повышение правовой грамотности и информированности подростков.  (Включает в себя понимание сущности и различий между потребностями и желаниями, информирование подростков относительно их прав и возможности их осуществления на основании материалов Конвенции о правах ребенка, Всеобщей Декларации прав  человека, Конституции Российской Федерации ).

III. Заключительный.

Включает в себя заключительное анкетирование с целью диагностики произошедших изменений в состоянии и отношениях участников за время тренинга. Подведение итогов работы группы, фиксация внимания на приобретенных навыках, произошедших изменениях, повышении уровня информированности по проблеме ненасильственного поведения, вопросам осуществления своих прав. Составление отчетных материалов по работе программы.

 

Ожидаемые результаты:

-  повышение уровня информированности подростков по проблеме насилия;

- гармонизация сферы межличностного общения;

- повышение правовой грамотности подростков в вопросах осуществления их прав в ситуациях насилия и жестокого обращения;

- личностный рост и развитие, выработка навыка уверенного и ответственного поведения, навыка действий в стрессовых, «нестандартных» ситуациях;

- демонстрация перспективы и возможности жизни без насилия и жестокости;

- возможность конструктивного выражения гнева и агрессии;

- способность к саморефлексии;

- приобретение коммуникативных навыков, являющихся основными компонентами в построении гармоничных взаимоотношений с окружающими.

Метод семейные групповые конференции (СГК)

Семейная  групповая конференция (СГК)  — это групповая встреча членов семьи в очень широком значении этого определения. На встречу приглашаются родственники, близкие  для членов семьи люди: это могут быть соседи, друзья или сотрудники. На встречу приглашаются  специалисты, различных служб, которые могут оказать услуги, необходимые семье для разрешения возникшей проблемы.

Семейные конференции базируются скорее на традиционных ценностях,   описанных с помощью научной теории. Это касается теоретических исследований развития личности,  идентичности детей и подростков, преданности родственным связям, семьи как социальной системы. Соответствующие теории рассматривают  вопросы развития  личности подростка и его самоидентификации  с учётом  родственных отношений и семьи как системы. Эти теоретические концепции соответствуют представлению служб социальной защиты о том, что для человека, который получает социальную помощь, наиболее полезным является  подход, который требует от  семьи активного отношения и  стимулирует членов семьи  использовать в решении проблем собственные ресурсы.

Метод «Семейные   групповые конференции» отвечает этическому принципу, согласно которому человек  отвечает за свои действия, при этом  уважая личные взгляды членов семьи относительно путей решения имеющихся проблем.

Изменение в образе мышления. В системе социальной защиты метод «Семейные групповые конференции» является новым подходом в нашем отношении к потребителям социальных услуг. Ядром модели является изменение взаимоотношений.

    Специалисты, работающие с семьёй, рассматривают членов семьи не как   людей, которые нуждаются в помощи, а как граждан, которым могут быть полезны услуги, которые предлагают службы социальной защиты. За последние несколько лет была разработана методика, которая базируется на понятии «спрос на услуги», где очень важным является вопрос обучения  работников сферы социальной защиты, образования и др. учреждений, работающих с семьями и детьми,  инновационным технологиям, помогающим  потребителям наилучшим образом, определяя для этого их нужды и формулировании их требований. Процесс подготовки специалистов – это важный процесс. Однако, неравенство  между потребителями социальных услуг (семьёй) и работниками, которые их предоставляют, остается, т.к.  человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации и нуждающемуся в помощи, почти  невозможно  находиться в равном положении с человеком, к которому он обращается за помощью.

Когда люди сталкиваются  лицом к лицу с трудностями и реакцией общества на их жизнь, то предлагаемая семье  поддержка и забота ориентируется главным образом на материальное и другие виды обеспечения. При этом  активно задействована только небольшая часть семьи и специалисты. Такой подход становится односторонним.

Семья сама избирает форму социальной защиты. Метод   «Семейные групповые  конференции»  базируется на том, что на определенном этапе работы с семьей  заявитель  (социальный работник, учитель, воспитатель, член семьи) обращается с просьбой провести СГК к независимому координатору, который подбирает семье  независимого ведущего, отвечающего потребностям данной семьи. Независимый ведущий готовит семейную групповую встречу, собирая  вместе всех заинтересованных людей, как членов семьи, так и представителей ее социального окружения. Задача независимого ведущего – мобилизовать все ресурсы  семьи и пригласить специалистов. После того, как на  первом этапе встречи члены семьи разъяснят причину  встречи и  специалисты представят семье, какие услуги могут  оказать  специалисты из приглашенных организаций, семья остаётся одна.  В семейном кругу, без присутствия посторонних людей (координатора, специалистов социальных служб, инициатора проведения СГК) участники СГК обсуждают проблему и разрабатывают план ее решения с помощью собственных ресурсов. Таким образом, решение проблемы перестает зависеть  от специалистов. Семья  берёт ответственность на себя за решение собственных проблем.

При таком подходе потребителям предоставляется возможность сформулировать собственные нужды в услугах и помощи служб социальной защиты, это содействует их более ответственному отношению и увеличивает шансы на то, что помощь будет эффективной.

Семейная групповая конференция – это метод, который в наибольшей степени отвечает запросам клиентов, что представляет возможность и право семье и её социальному окружению чувствовать ответственность за возникшие проблемы и за поиск решений  данных проблем.

В основе СГК лежат основополагающие принципы и ценности:

  • Уважение к тому, что все люди разные.
  • Доступность и открытость информации.
  • Выражение мнения без осуждения.
  • Стремление к единодушию и согласованности мнений.
  • Ясность  минимальных требований для всех членов семьи (т.е требований специалистов, которые необходимо учесть  при обсуждении решения).
  • Желание преодолеть кризис.
  • Максимальные возможности для самостоятельности в принятии решения.
  • Вовлечённость членов семьи  в планирование и проведение встречи.

Основные положения работы с методом:

  • Это инновационная модель принятия решения, основанная на силах и возможностях самой семьи.
  • Полноправным и единственным хозяином встречи является семья и её ближайшее окружение(семья определяет участников, назначает время и место встречи, организует чаепитие, разрабатывает свой план –т.е делает всё с учётом своей культуры  и сложившихся традиций).
  • Семейный совет проводит независимый ведущий нейтральный человек, который не имеет отношения к данной семье и не влияет  на принятие семьёй решения и разработку плана.
  • Семье предоставляется право на получение информации, на личное время, на безусловное  принятие плана, если он безопасен для ребёнка.
  • Дети принимают участие в  СГК.

Сфера применения метода:

  • Прогулы в школе.
  • Уходы из дома.
  • Конфликты.
  • Употребление алкоголя, наркотиков.
  • Трудности адаптации детей  в приёмных семьях.
  • Трудности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

План Семейной групповой  конференции:

1этапОбмен мнениями. Представление координатором всех участников. Разъяснение членами семьи причины встречи.

Выступление специалистов, которые разъясняют семье информацию юридического характера или предоставляют информацию о тех видах социальных услуг, которыми семья может воспользоваться для решения своей проблемной ситуации.

2этап. Личное время семьи. Разработка плана семьей. На это время  независимый ведущий, специалисты удаляются из комнаты. Семья самостоятельно обсуждает случившееся и принимает решение. Процесс может  длиться несколько часов. Все это время независимый ведущий находится в соседнем помещении. В случае необходимости семья может обратиться к нему за помощью.

3 этап. Принятие плана. Представление плана семьи независимому ведущему (кто, что делает и в какие сроки).  Независимый ведущий  уточняет отдельные пункты на предмет их реалистичности и непричинения вреда третьим лицам. План принимается, если он безопасен для ребёнка и не противоречит закону. Каждый член семьи подписывает план, в том, числе и ребёнок. (В конференции участвуют дети, достигшие возраста 10 лет).

  • Когда определение проблемы  и необходимой поддержки зависит от самих членов семьи, то вероятность успешного решения  проблемы возрастает.
  • Для того, чтобы люди сами справлялись со своими проблемами, необходимо дать им возможность  самостоятельно предлагать пути решения. В этом заключается смысл нового метода принятия решений.
  • Наблюдение и контроль за выполнением плана лежит на независимом ведущем. После завершения выполнения плана, случай закрывается. Срок выполнения плана различен (от 1до 3 месяцев). Если план не срабатывает, ищутся другие способы оказания помощи семье.

Результат:

Исследования свидетельствуют, что люди могут очень хорошо определить свои проблемы и разработать соответствующий план. На основе этого плана специалисты различных служб могут предоставлять нужные услуги. Заслуживает внимания тот факт, что 20 % разработанных планов не предусматривали предоставление услуг службами социальной защиты, то есть, семьи сами смогли найти выход из сложной ситуации с помощью собственных ресурсов.

Технология социального сопровождения семей в трудной жизненной ситуции

Целевая группа: семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Цель: создание условий для преодоления кризисной ситуации клиента в результате комплексной деятельности специалистов, составляющих систему социального сопровождения, а так же побуждающих клиента к приобретению своего социального опыта, к раскрытию своих способностей и повышению социальной, педагогической и психологической культур.

Задачи:

- изучение и анализ причины сложившейся жизненной ситуации клиента;

- составление индивидуальной программы;

- реализация индивидуальной программы;

- осуществление межведомственного взаимодействия с учреждениями системы профилактики, учреждениями культуры, образования, здравоохранения и т.д.

- осуществление контроля реализации индивидуального плана;

- анализ результатов.

 

Этапы реализации технологии:

  1. Организационный этап – решение организационных вопросов деятельности по реализации технологии:

- получение информации от учреждений профилактики или из самообращений клиента;

- изучение и анализ полученной информации;

- межведомственное взаимодействие с целью получения дополнительной информации о семье и для комплексного подхода в преодолении трудной жизненной ситуации семьи;

  1. Практический этап - осуществление комплексных мер по работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

- разработка индивидуальной программы;

- реализация индивидуальной программы;

- индивидуальная и групповая работа с членами семьи;

  1. Заключительный этап - анализ результатов реализации технологии, при необходимости внесение корректировок в содержание, представление результатов.

Формы работы по реализации технологии:

1. Индивидуальные формы работы: психологическое консультирование, психодиагностика, профориентация, беседы.

2. Групповые формы работы: групповое консультирование, тренинговые и групповые занятия, участие в программах реализуемых центром, проведение мини-лекции, досуговых и социально значимых мероприятий.

 

Методы:

- беседа;

- наблюдение;

- анализ продуктов деятельности;

- семейный совет, направлен на поиск внутренних ресурсов семьи.

 

Методики:

- интервьюирование;

- «Опросник и шкала для выявления внутрисемейных отношений»;

- социограмма, направлена на изучение круга людей, с которыми человек общается ежедневно;

- экограмма направлена на изучение социальных связей семьи;

- геннограмма направлена на изучение развития семьи с течением времени. Это метод представления привязанностей, отношений, существующих между членами семьи;

- семейные круги, направлен на выявление социального окружения семьи;

- «Мандала моей жизни», направлена на исследование жизненного пространства человека.

 

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня социальной компетентности семей, находящихся на социальном сопровождении;

-  гармонизация детско-родительских отношений;

-  повышение психолого-педагогической культуры    членов семьи;

- поиск и раскрытие внутренних ресурсов семьи;

- формирование новых моделей поведения у членов семьи.

Программа "PRIDE"

Международная интерактивная образовательная программа для приемных семей и усыновителей, а также специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей, семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и приемными семьями. Она направлена на повышение качества работы с кандидатами в приемные родители и ребенком, передаваемым на воспитание в приемную семью.

Основной задачей обучения специалистов по программе PRIDE является система подготовки специалистов по инновационным методикам, направленным на создание условий для развития и жизнеустройства детей-сирот, детей из неблагополучных семей и приемных детей, с целью развития межведомственного сотрудничества в сфере поддержки семьи.

Из программы PRIDE, специалисты адаптируют информацию в применению в  своей работе  и  используют следующие  разделы:

- удовлетворение потребности в развитии: привязанность;

- удовлетворение потребности в развитии: потери;

 - удовлетворение потребности в развитии: дисциплина

В разделе «Удовлетворение потребности в развитии: привязанность» рассматриваются важность тесных связей  и продолжительная привязанность для роста и развития ребенка.

В разделе «Удовлетворение потребности в развитии: потери» прослеживаются чувства ребенка, пережившего потерю и ее влияние на рост и развития ребенка. Анализируются реакции детей, обсуждаются подходы к решению проблемы и пути управления чувствами потери у детей.

В разделе «Удовлетворение потребности в развитии: дисциплина» обсуждаются вопросы отличия дисциплины от наказания. Выясняются какие знания, умения,  навыки и личностные качества требуются  взрослому для того, чтобы приучить ребенка к дисциплине.

Программа "Путь к себе"

Целевая группа: клиенты, проживающие в Отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Цель:  содействие психологическому здоровью клиентов, проживающих в Отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и постинтернатной адаптации со службой детский телефон доверия.

Задачи:

- диагностика психологических трудностей клиентов Отделения;

- оказание индивидуальной и групповой консультативной помощи по преодолению существующих затруднений, выработка рекомендаций для самостоятельного решения ими различных психологических проблем;

- оказание экстренной психологической помощи и длительное сопровождение клиента в процессе индивидуального консультирования в ходе проживания в Отделении.

 

Этапы реализации программы:

1.Установочный блок

Цель:  сбор информации об особенностях семейной ситуации женщины, установление контакта, формирование мотивации на психологическую работу, достижение договоренности на длительную и систематическую работу с психологом.

Данный этап работы включает в себя следующие мероприятия:

- информирование женщин о целях, формах, ожидаемых результатах психологической (диагностической, консультативной и коррекционной работы);

- анализ полученной информации.

 

2. Диагностический блок

Цель: получение необходимой диагностической информации с целью выявления затруднений и формулирования основных направлений работы с женщиной и ребенком.

 

3. Основной блок (коррекционный)

Цель: создание социально-психологических условий для развивающей и коррекционной работы с клиентом.

 

Основные направления работы с женщинами:

- коррекция эмоциональных и поведенческих последствий травматического опыта;

  - создание условий для активизации внутренних ресурсов по преодолению трудной жизненной ситуации;

- в сфере детско-родительских отношений: коррекция негативных и развитие адекватных установок по отношению к материнству, создание условий для приобретения женщиной практических навыков эффективного взаимодействия с ребенком (детьми);

-  обучение навыкам распознавания, выражения и контроля эмоций;

- снижение общего уровня враждебности и агрессивности;

- снижение уровня тревоги, выраженности страхов и опасений;

-  повышение самооценки женщины, развитие самоуважения;

- развитие навыков целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.

 

Основные направления работы с несовершеннолетними:

- установление доверительного контакта с ребенком;

- обучение навыкам распознавания и выражения (вербальным и невербальным) чувств и эмоций;

- обучение социально приемлемым способам выражения агрессии, развитие навыков ее контроля;

- восстановление и развитие позитивного представления о себе, самопринятия и самоуважения;

- развитие социальных навыков ребенка;

- коррекция уровня детских страхов, враждебности и агрессивности;

- снижение личностной тревожности;

- помощь в формировании адекватных представлений о себе, семейной ситуации, окружающих людях.

 

Методы работы:

- теоретические методы: анализ научной литературы по вопросам личностных особенностей женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, переживших насилие (физическое, эмоциональное, экономическое, сексуальное), специфики взаимодействия с ними;

- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы качественной и количественной обработки данных);

- практические методы: беседа, информирование, убеждение, доверительный диалог, ролевое проигрывание.

 

Методы и приемы: психологическая коррекция,  психологическое консультирование, арт-терапевтической помощи, песочная терапия, метод гештальт-терапии, эмоционально-образная терапия.

 

4. Аналитический блок

Цель: оценка эффективности проведенной развивающей и коррекционной работы.

Диагностика и оценка получаемых результатов проводится регулярно в ходе работы и  по окончанию работы с каждым клиентом. Результаты сопоставляются с материалами диагностического исследования при поступлении в Отделение, делаются выводы относительно динамики изменений, а также на основе отзывов клиентов.

 

Ожидаемый результат:

- снижение степени выраженности эмоциональных и поведенческих последствий травматического опыта у клиента;

- повышение способности выстраивать доверительные отношения с окружающими людьми;

- укрепление умения защищать себя, устанавливать приемлемые границы безопасности;

- развитие и укрепление адекватных установок по отношению к воспитанию детей, исключение методов насильственного дисциплинирования, более частое применение эффективных приемов общения с ребенком;

-  развитие у клиента  умения пользоваться своими внутренними ресурсами для преодоления затруднительных ситуаций в будущем;

- развитие умения правильно определять и называть свое эмоциональное состояние, настроение, самочувствие, управлять ими и использовать полученный навык в общении с окружающими людьми;

- повышение способности контролировать негативные эмоции и использовать конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций;

- повышение самоуважения клиента, чувства собственного достоинства, знания своих сильных сторон;

- наличие у клиента устойчивой мотивации на дальнейшие изменения.