Областной семинар-практикум: «Организация системы сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ОВЗ в Мурманской области».

30 октября 2013 года в 11.00

Специалисты ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД» приняли участие в областном семинаре-практикуме для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений социальной защиты «Организация системы сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ОВЗ в Мурманской области», организованном Государственным областным бюджетным образовательным учреждением «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

На семинаре присутствовали специалисты от деления реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями Мурманского Центра социальной помощи семье и детям, которые осуществляют коррекционно-педагогическую работу с детьми, проходящими реабилитацию в группе раннего вмешательства.

На открытии семинара выступила начальник отдела ранней помощи Лопская Р.Ю., которая представила слушателям семинара модель организации взаимодействия отдела ранней помощи ГОБОУ ЦПМСС и дошкольных образовательных учреждений Мурманской области по сопровождению семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В модели отражён алгоритм работы с семьёй: особенности первичного приёма; психолого-педагогическое обследование ребёнка с последующим составлением заключения, индивидуальной «программы развития»; коррекционно-развивающая работа с использованием индивидуальной программы развития ребёнка, разработанной специалистами отдела с помощью компьютерного программного комплекса «Экспертная система индивидуального сопровождения «Лонгитюд»; консультативная работа с родителями и педагогами на этапе реализации коррекционно-развивающих программ педагогами ДОУ по запросу и повторное обследование ребёнка по результатам проведённой коррекционно-развивающей работы с составлением заключения, графика динамики развития ребёнка и дальнейших рекомендаций родителям и педагогам ДОУ.

Педагог-психолог отдела ранней помощи Ляш А.И. рассказала об особенностях развития и психологической диагностике детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Ею было проведено практическое занятие по применению экспертной системы Индивидуального сопровождения «Лонгитюд» и комплексное психолого-педагогическое обследование детей первых лет жизни (Приходько О.Г.).

Учитель-логопед Миридонова Е.И. выступила с темой «Диагностический инструментарий в работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями. В своём выступлении специалист отметила, что негрубые нарушения понимания речи встречаются у детей чаще, чем принято считать. Для их выявления и могут быть использованы диагностические материалы данных методик. А поскольку нарушения понимания фразовой речи нередко обусловлены отставанием в умственном развитии, данные методики позволят в некоторой степени оценить и умственное развитие ребенка.

На практическом занятии учителем-логопедом были продемонстрированы методики диагностики понимания фразовой речи у детей раннего возраста (1,5-3-х лет), авторы Корнев А.Н., Старосельской Н.Е. и методики диагностики развития ребёнка ( 0-3 года), авторы Борисенко М.Г., Лукина Н.А.

Учитель-дефектолог отдела ранней помощи Коробкина Л.А. рассказала об особенностях развития познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Представила диагностические методики в работе учителя-дефектолога. Специалист провела практическое занятие по применению данных методик: Психолого-педагогическое изучение детей 1-3 лет: ранняя диагностика умственного развития по Стребелевой Е.А.. Методика направлена на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2-3 лет). Анализ результатов обследования позволяет обнаружить отклонения и определить пути коррекционной работы, специфической для каждого типа нарушений.

Шкалы психомоторного развития Гезелла. Данная методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0-6 лет. Особенностью данной методики является возможность следить за развитием ребёнка на первом году жизни с интервалом в 4 недели, на втором году – в 3 месяца, начиная с третьего года жизни – раз в полугодие.

В конце семинара состоялся круглый стол «Выявление запроса, трудностей педагогов в работе с семьёй, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ОВЗ». Слушатели семинара проявили большой интерес к представленным специалистами отдела ранней помощи методикам. Также были высказаны пожелания по проведению семинаров с приглашением специалистов-практиков из других образовательных учреждений и учреждений соц.защиты, работающих с детьми раннего возраста.