Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы с семьей.

Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы с семьей.

Результатом практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов. Так, в случае неопределенности гражданскою статуса результатом работы станут восстановление утраченных документов (паспорта, свидетельства о рождении), оформление льгот, пособий, пенсии и т.п. Если и в семье была проблема безработицы, ожидаемый результат социального воздействия – появление мотивации на трудовую деятельность и трудоустройство членов семьи.
Результатом целенаправленной комплексной работы специалистов с проблемой зависимости от ПАВ является отказ от алкоголя (наркотиков), изменение образа жизни, позитивные изменения в понимании и принятии самими членами семьи системы семейных ценностей, социального одобрения. В результате защиты прав и интересов ребенка из асоциальной семьи через суд могут быть восстановлены жилищные права несовершеннолетнего, проведен ремонт жилья. В случае угрозы жизни, здоровью и развитию ребенка родителей лишают (ограничивают) в правах, решается вопрос дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.
Для оценки эффективности работы с семьей специалистами используется достаточно распространенный параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:
1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);
2) контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьёй).
В качестве параметров, отражающих состояние семьи, можно использовать:
- наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (социального явления, деструктивным образом влияющего на процесс функционирования семейной системы);
- динамику (изменение) показателей проблемы (характерных признаков, которые выявляются при проведении первичной и уточняющей диагностики и по которым специалист может судить о том, что данная проблема действительно присуща конкретной семье);
- степень преодоления, "ликвидации" причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на нее потенциально опасных социальных и внутрисемейных факторов.
Так, при оценке эффективности по параметрам наличия или отсутствия в семье той или иной социальной проблемы может быть использован:
а) показатель устранения проблемы (при положительной эффективности);
б) показатель появления новой проблемы (при отрицательной эффективности диагностики, прогнозирования или профилактических мероприятий);
в) показатель стабильности проблемы (при нулевой эффективности).
При оценке эффективности по показателям проблемы учитывается отсутствие динамики, наличие положительной или отрицательной динамики.
При оценке эффективности устранения причин социальных проблем учитывается:
- какие из причин возникновения проблем в конкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьей (положительная эффективность);
- какие из причин, выявленных при первичной диагностике, продолжают действовать на момент контрольной диагностики (нулевая эффективность);
- какие из неразрешенных причин привели к появлению новых или усугублению уже имеющихся проблем (отрицательная эффективность).
При этом учитывается динамика как отдельных причин, так и всей совокупности, выявленной при первичной и контрольной диагностике.
Наиболее показательным является использование сразу трех параметров, что дает возможность отследить эффективность не только практической работы, но и организации, планирования деятельности.
Наш опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи, недостаточность детских внешкольных организаций и т.п.).
В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов центра, КДН и школ в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и центра позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.

Заключение.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия).
Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Проблемы детей, в особенности семей в России остаются актуальными, требуют постоянного анализа и системной работы. Можно выделить ряд основных проблем в сфере детства:
- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
- распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
- низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
- неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;
- социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);
- нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
- отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

 

Скачать документ: