Приложение 1
Примерная схема первой беседы
- Фамилия, имя, отчество родителей.
- Состав семьи.
- Осмотр помещения для составления акта жилищно-бытовых условий.
- Семейный бюджет.
- Свободное время (чем занимаются).
- Мнение о своих детях как об учениках;
способный;
хороший;
средний;
неспособный и т.д.
- Отношение к успехам и неудачам ребенка в учебе:
переживаю с ним его неудачи;
радуюсь его успехам;
считаю, что это его дело и т.д.
- Какими качествами обладает ваш ребенок: честность, правдивость, доброта, лживость, любознательность, умение постоять за себя.
- Посещаете ли вы школу: ежедневно, ежемесячно, один раз в четверть...
- Совместное времяпрепровождение: ежедневно, по выходным дням, редко, почти никогда...
- Совместная деятельность в семье: вместе выполняем домашнее задание, решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят своим делом...
- Каковы отношения в семье: хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.
- Отношение ребенка к алкоголю, табаку, наркотикам: один раз употреблял, постоянно, периодически.
- Чем ребенок любит заниматься: помогать младшим, трудиться на огороде, помогать взрослым, посещать различные кружки, секции, любит читать...
Приложение 2
Сводная таблица для проведения социальной диагностики
№ п/п |
Проблемы |
Показатели проблемы |
Возможные причины |
Метод диагностики |
Социальная дезадаптация семьи |
||||
1.1. |
Малообеспеченность |
среднедушевой доход ниже прожиточного минимума |
Низкооплачиваемая работа |
Анализ документов (справка с места работы о зарплате) |
Безработица трудоспособных членов семьи |
Анализ документов (копия трудовой книжки, справка из центра занятости населения) |
|||
Неоформленность социальных пособий и льгот |
Анализ документов (справка о з/плате, копии свидетельства о рождении детей, справка о смерти, справка МСЭ) |
|||
1.2. |
Нарушение здоровья |
|
Врожденная патология или приобретенные болезни |
Анализ документов (справка медицинского учреждения о болезни, копил справки МСЭ) |
Нерациональное питание |
Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий, сведения от лечащего врача); наблюдение |
|||
Несоблюдение санитарно-гигиенических норм и условий |
Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий) |
|||
Неблагоприятная экология среды жизнедеятельности |
Анализ документов (акт ЖЭУ, справка из мед. учреждения, характеристика с места работы, учебы, справка КДН, УВД, характеристика с места работы, учебы); беседа (с родственниками, соседями, сослуживцами) |
|||
1.3 |
Алкоголизм, токсикомания и наркомания взрослых членов семьи |
|
Наследственный фактор |
|
Психологический фактор |
||||
Социальный фактор |
||||
1.4. |
Неудовлетворительные жилищные условия |
|
Нарушение жилищных прав несовершеннолетних и взрослых членов семьи |
Анализ документов (справка органов опеки, заявление одного из членов семьи, ходатайство образовательного учреждения) |
Отсутствие материальных средств для ремонта жилья |
Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий, справка о заработной плате, справка о составе семьи) |
|||
Несоблюдение санитарно-гигиенических норм |
Анализ документов (справка из ЖЭУ, социально-бытовая характеристика на семью); наблюдение; беседа (с соседями, мед.работниками и др.) |
|||
1.5. |
Безработица |
отсутствие постоянного источника дохода |
Сокращение |
Анализ документов (копия трудовой книжки) |
Увольнение |
||||
Невостребованность профессии на рынке труда (в т.ч. физические или возрастные ограничения) |
Анализ документов (справка из центра занятости населения) |
|||
Отсутствие профессионального образования |
Анализ документов (копия диплома, др. документа об образовании); беседа |
|||
Отсутствие мотивации на трудоустройство |
Анализ документов (характеристика с места работы); беседа; психологическая диагностика |
|||
1.6. |
Нарушение взаимоотношений |
|
Различие в жизненных установках и статусе |
Опрос родственников; беседа (со всеми членами семьи); психологическая диагностика |
Неумение конструктивно решать конфликты |
Беседа (с членами семьи, классным руководителем, соседями); психологическая диагностика |
|||
1.7. |
Неопределенность гражданского статуса |
отсутствие документа |
Утеря, порча документа |
Анализ документов (заявление члена семьи, справка из паспортно-визовой службы); беседа |
Неоформленность документа |
||||
1.8. |
Семейная дезадаптация |
|
Неполное удовлетворение личностных потребностей |
Беседа (с членами семьи, родственниками); психологическая диагностика |
Завышение требований к другим членам семьи |
|
|||
Низкий уровень педагогической компетенции |
Беседа (со взрослыми членами семьи, педагогами школы); социально-педагогическая диагностика |
|||
Личностные психологические особенности |
Психологическая диагностика |
|||
Недостаточность внимания |
Беседа; психологическая диагностика |
|||
Социальная дезадаптация несовершеннолетних |
||||
2.1. |
Школьная дезадаптация ребенка |
|
Отсутствие или низкая мотивация на получение |
Беседа (с учеником, |
Возрастные и индивидуальные психологические особенности |
Беседа (с классным руководителем, со сверстниками, учителями); |
|||
Низкий уровень педагогической компетенции |
Социально- |
|||
2.2. |
Личностная дезадаптация |
неудовлетворен- |
Низкий уровень самооценки |
Беседа; анализ документов (характеристика |
Внутриличностный |
Психологическая диагностика |
|||
2.3. |
Нарушение детско-родительских отношений
|
|
Высокий уровень тревожности |
Анкетирование; беседа; |
Низкий уровень самооценки |
Беседа; психологическая диагностика |
|||
Низкий уровень педагогической компетенции |
Беседа; социально-педагогическая диагностика |
|||
Личностные психологические особенности |
Беседа; психологическая диагностика |
|||
Возрастные психологические особенности |
Психологическая диагностика |
|||
Неполное удовлетворение личностных потребностей, в т.ч. недостаточность внимания |
Беседа (с членами семьи, классным руководителем); анкетирование; тестипование |
|||
Завышение требований к другим членам семьи |
Беседа |
|||
Отсутствие интересов |
Анализ документации (характеристика классного руководителя); беседа (с ребенком) |
|||
2.4. |
Безнадзорность |
незанятость подростка во внеурочное время |
Неинформирован-ность подростка о возможностях и местах проведения досуга |
Беседа |
Инфантильность |
Беседа; психологическая диагностика |
|||
Возрастные психологические особенности |
Психологическая диагностика |
|||
Отсутствие материальных средств (для органи-зации досуга ребенка) |
Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий.справка о доходах); беседа |
|||
2.5. |
Алкоголизм, токсикомания и наркомания н/л |
См. п. 1.3. |
|
|
2.6. |
Нарушение здоровья |
См. п. 1.2. |
|
|
2.7. |
Правонарушения несовершеннолетних |
- совершение и участие в совершении правонарушений |
Безнадзорность несовершеннолетнего |
См. п.2.5. |
Возрастные психологические особенности (слабоволие, агрессивность и т.д.) |
Психологическая диагностика; беседа; наблюдение |
|||
Асоциальное окружение |
Анализ документации (социально-педагогическая характеристика из школы): беседа |
|||
Нарушение социальных ценностей и ориентаций |
Беседа; анализ документов (характеристика из школы) |
Приложение 4
Признаки социального неблагополучия семьи.
Виды возможной помощи
Проблемные семьи, имеющие детей |
Характеристика проблемы |
Возможные признаки неблагополучия |
Источники поступления информации |
Возможные виды помощи и поддержки |
Необходимые документы для оказания помощи |
Семья, где злоупотребляет алкоголем оба или один из родителей. |
1. Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя. |
Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя, испытывает чувство стыда и страха, иногда приходит в школу не выспавшийся, не подготовленный к занятиям, стал сторониться сверстников, испытывать трудности в общении. Часто имеет неопрятный внешний вид |
Классный руководитель, социальный педагог, соседи, ЖЭС |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Наблюдение за ребенком. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания. При необходимости, дополнительная помощь ребенку со стороны учителей. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям в детско-родительской группе. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.).обследование подростка у детского психиатра. При неусвоении школьной программы" направление ребенка на МППК. Работа коррекционно-реабилитационных команд |
Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей |
Многодетная семья |
1. Родители не могут оказать должного внимания каждому из детей в связи со своей занятостью на работе. |
Дети отличаются невоспитанностью, не умеют строить свои отношения со старшими и сверстниками, часто бывают агрессивны, привыкли решать свои проблемы силовыми методами, не имеют санитарно-бытовых навыков, неряшливы. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д. |
Учителя, классные руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологе" и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Наблюдение со стороны социального педагога. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации). Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время и вовлечение его в занятия по интересам |
Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, справка с места жительства родителей. |
Неполные семьи |
1. Родители не справляются |
Дети отличаются |
Учителя, классные. |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Организация бесплатного питания дня детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологов и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных организаций и общественных структур, к примеру, помощь детям в учебе, привлечение одиноких родителей к клубной работе, к организации праздников. Выявление интересов и склонностей детей, привлечение детей в кружки через центр внешкольной работы. Помощь в устройстве на работу или смене работы родителям. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации). Поиск возможности привлечения ближайших родственников к воспитанию ребенка или ресурсов общественных организаций. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты |
Характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы защиты и др. |
Малообеспеченная семья |
Родители не имеют достаточных средств для содержания ребенка. |
Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях, Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д. |
Учителя, классные руководители, социальные педагоги, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники, управление по труду и социальной защите населения. |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологов и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных организаций и общественных структур, к примеру" помощь детям в учебе, привлечение одиноких родителей к клубной работе, к организации праздников. Выявление интересов и склонностей детей, привлечение детей в кружки через центр внешкольной работы. Помощь в устройстве на работу или смене работы родителям. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации) |
Характеристика их образовательного учреждения |
Семьи, где психически больны родители |
1. Дети не имеют должного ухода. |
Неухоженные дети, не владеют санитарно-бытовыми навыками. Часто бывают голодными. Не имеют необходимых школьных принадлежностей. В школе, в классном коллективе, дети изолированные, изгои. Они уходят из дома, не посещают школу, проявляют асоциальное поведение. Дети имеют психические нарушения (врожденные или приобретенные в процессе воспитания), а также, носят следы физического насилия |
Соседи, родственники, педагоги, социальные работники, медицинские работники, работники ИДН, правоохранительные органы |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Оказание медицинской помощи родителям и, по необходимости, детям. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь семье. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Организация досуга детей (привлечение в различные кружки, секции и т.д.). Социальное сопровождение семьи социальными работниками по месту жительства, социальными педагогами учреждений образования, которые посещают дети |
Акт жилищных условий, характеристика сем заявление, ходатай учителя, воспитать Ходатайство, медицинское заключение, заявление Характеристика ур усвоения программы обучения, личное л ребенка, заявление ходатайство на лишение родитель прав, справка с места жительства родителей |
Семьи, имеющие ребенка-инвалида |
1. Психологические проблемы у родителей. Недостаток общения у родителей и ребенка. |
Родители и ребенок замкнуты в себе, подавлены, раздражительны, бывают нервные срывы. Ребенок не получает необходимого лечения, полноценного питания из-за отсутствия средств; не имеет необходимых вспомогательных средств (инвалидной коляски, различных приспособлений и т.д.) |
Медицинские работники, родственники, соседи, социальные педагоги, психологи, дефектологи, учителя, управление по труду и социальной защите |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации, Оказание необходимой медицинской помощи. Оказание гуманитарной помощи. Социальный патронаж семьи. Вовлечение родителей в общественные организации (общество родителей детей-инвалидов и т.д.). Организация досуга ребенка-инвалида (посещение волонтерами, руководителями кружков и т.д.) |
Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в орт защиты, медицинское заключение, акт обследования материально-бытовых условий жизни ид |
Семья, где временно отсутствует один из родителей |
Если отсутствует мать: - дети не имеют должного ухода; - часто предоставлены сами себе; - их поведение не контролируется. |
Признаки те же, как у других категорий семей, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. |
Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники. |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Социальное расследование с целью выяснения других источников материального благополучия семьи, которые не привели бы к длительному отсутствию матери. Педагогическая и психологическая поддержка детей,, временно оставшихся без попечения родителей. |
|
Семья с резко выраженными внутрисемейными конфликтами и семьи, склонные к применению насилия; |
Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка" отсутствие близости и понимания у родителей и детей |
Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, гилерактивен раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся. Часто такие дети бывают агрессивны |
Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки, Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Оказание необходимой медицинской помощи. |
Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка |
Приемная и опекунская семья. |
Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и детей. |
Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, гиперактивен, раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый бледный вид. Дети отличаются скромностью в одежде, не имеют необходимых школьных принадлежностей |
Учителя, классные руководители, воспитатели ДОУ, соседи, медицинские работники |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Эказание необходимой медицинской помощи. Юридическое консультирование. |
Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра |
Семья с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей |
Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и детей |
Ребенок подавлен" замкнут или, наоборот, гиперактивен, раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия: синяки, ссадины, понурый бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся |
ДДУ, школа, СПЦЦТДМ, спортивная школа, кружок, секция и т.д. |
Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта, игротерапевта семье и детям. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания. Постановка на учет в ИДН, КДН или детскому наркологу, психиатру. При асоциальном поведении ребенка (агрессивности депрессивность, суицидальность и т.п.), обследование подростка у детского психиатра. При неусвоении школьной программы, направление ребенка на МППК |
Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога |
Приложение 5
Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся
в социально опасном положении, и их семьям
- планирование работы с несовершеннолетним и его семьей на каждом уровне;
- анализ выполнения запланированных видов помощи и их результативности;
- привлечение к работе с несовершеннолетним и его семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;
- выбор уровней работы с несовершеннолетним и его семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.
Социальная и педагогическая поддержка |
Организация бесплатного питания для детей из неблагополучной семьи (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу). |
Коррекционная помощь |
Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия на дефпункте, в ЦКРОиР |
Медицинская помощь |
Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей. Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований). |
Материальная помощь |
Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства). |
Психологическая помощь |
Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОР, медицинских учреждений. |
Правовая помощь |
Помощь в реализации родительских прав. |
Приложение 6
Т.И. Шульга, доктор психологических наук, профессор;
Л.Я. Олиференко, кандидат педагогических наук
(г. Москва)
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств
в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи
Доминирующий фактор в характеристике семьи |
Виды помощи семье и детям |
Службы, центры, учреждения, специалисты |
Необходимые документы для оказания помощи |
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи |
1. Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога |
ДОУ, школа, центр, служба, Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д. |
Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога |
Жестокое отношение к ребенку |
1. Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника |
Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН |
Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка |
Семья алкоголиков (оба родителя пьют) |
1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей и подростков) |
ДОУ, школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, Комитет по здравоохранению, врачи, службы, учителя, КДН, ИДН |
Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав |
Полная семья, один из родителей пьет |
1. Наблюдения и консультации психолога за ребенком |
подростковый психиатр, управление здравоохранения, КПН, инспекция по делам несовершеннолет-них, центр семейного воспитания, психолог-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, наркологический диспансер, клубы и Дворцы творчества детей и подростков |
Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, представление на ребенка на ПМП комиссию, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник. Рисунки детей, направление детского психиатра, заявление |
Неполная семья, родитель-алкоголик (одинокая мать или отец алкоголики) |
1. Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости |
Центр семейного воспитания, школа, ДОУ, центры творчества, ПМП комиссия, КДН, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения |
Психологическая характеристика. Педагогическая характеристика. Направление образовательного учреждения. Заявление-ходатайство по форме. Выписка из медицинской карты от участкового педиатра. Направление психиатра. Акт обследования жилищных условий по форме. Тетради, дневники, рисунки |
Семья в состоянии развода или после развода |
1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя |
ДОУ; школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб |
Педагогическая характеристика их образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно- |
Неполная семья |
1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семей |
ДОУ; школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, клуб матерей, Дома творчества, органы социальной защиты |
Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и др. |
Отчужденность родителей из-за занятости |
1. Сопровождение ребенка социальным педагогом |
Центры, ДОУ, образовательные учреждения, Дворец творчества |
Карат семьи, рекомендации для родителей, ходатайство об устройстве в центр, заявление родителей, приглашение родителей в центр, школу |
Опекунские семьи: престарелые; употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные |
1. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, клубы |
ДОУ, школы, специалист по охране прав детства, центры, психолого-медико-педагогическая комиссия, районный психиатр или невропатолог, ИДН, КДН |
Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога.психиатра |
Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях |
1. Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом |
ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЗАГС, ЖЭК, МВД,КДН, ИДН |
Запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в |
Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними |
1. Социальноепатронирование семьи социальным педагогом или социальным работником |
ДОУ, школы, центры, центр семейного воспитания, отдел социальной защиты, психолого-медико-педагогическая комиссия, родственники, друзья семьи |
Карта неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьей, направление на психолого-медико-педагогическую комиссию, акт обследования жилищных условий, ходатайство в органы социальной защиты, тетради, дневники, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных |
Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей |
1. Телефон милиции |
|
Заявление о нахождении ребенка, телефонный звонок о найденных детях в отдел охраны прав детства |