Тренинг ненасильственного поведения для подростков "Мой выбор"

Целевые группы: подростки 15-17лет.

Цель: привлечение внимания молодежи к проблемам насилия, а также развитие у подростков навыков построения ненасильственных отношений.

Задачи:

1. Гармонизировать сферу межличностного общения подростков.

2. Повысить уровень информированности подростков по проблеме  

    насилия.

3. Научить подростков распознавать ситуации насилия в отношениях.

4. Научить противостоять различным видам насилия.

     5. Обратить внимание подростков на внутренние ресурсы личности.

     6. Развить навыки построения ненасильственных отношений.

     7. Предотвратить насилие в семье и в подростковой среде.

     8. Повысить уровень правовой информированности подростков.

Основной метод работы – групповая работа.

Если возникает необходимость, имеет место проведение индивидуальной работы с подростками в виде индивидуальных консультаций с целью решения возникающих проблем, касающихся как сложных жизненных ситуаций, поведенческих и психологических проблем и возникающих в связи с этим затруднений, так и участия в работе группы. 1При этом используются метод беседы, обсуждение проблемной ситуации, позволяющее по-новому взглянуть на проблему, кажущуюся неразрешимой.

Используемые методы:

  1. беседы (информирование, подача материала по определенной теме в свободной форме, с обсуждением конкретных примеров и жизненных ситуаций,  получение обратной связи);
  2. дискуссии (обмен мнениями, обсуждение, спор. При этом каждый участник получает возможность высказать свое мнение по какой-либо теме, опираясь на свои знания и опыт, ценностные установки. Это позволяет научить подростков думать, высказывать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека);
  3. «мозговой штурм» («генератор идей». Представляет собой свободное выражение своих мыслей участниками по рассматриваемому вопросу, либо предложения по поводу разрешения проблемной ситуации. Это хороший способ быстрого включения всех участников группы в работу. Позволяет выяснить сущность и понимание проблемы участниками, а также найти неординарный способ решения проблемной ситуации );
  4. сюжетно-ролевые игры (небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций, где участники имеют возможность «проиграть» различные модели поведения с целью разрешения возникающих проблемных ситуаций, выработать новые стратегии поведения, пережить свои внутренние опасения и проблемы, наработать варианты поведения в ситуациях, возможных в будущем. Это позволяет также показать участникам существующие стереотипы поведения в тех или иных ситуациях и их эффективность );
  5. психогимнастика (метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений и мимики);
  6. коллективные, групповые задания  (представляют собой поиск выхода из предлагаемой ситуации, которая может являться описанием события, факта и, как правило, содержит конфликт. Позволяет подросткам самостоятельно найти выход из сложной ситуации, а также увидеть и проследить его результативность и эффективность );
  7. игры (представляют собой инструмент для изменения «Я», управления групповым процессом. Необходимы для отдыха, переключения внимания, развлечения, создания комфортной атмосферы ).

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в группе подростков не более 3-20 человек, продолжительность занятия 1,5-2 часа. Тематика какого-либо блока или занятия может быть расширена и более подробно рассмотрена на нескольких занятиях, исходя из групповой динамики и потребностей группы.

 

Этапы реализации программы:

I. Подготовительный.

Заключается в анализе проблемной ситуации, обозначении целевой группы, определении целей и задач работы, исходя из потребностей обозначенной целевой группы, разработке программы, принципов и методов  работы по данному направлению, разработке пригласительных материалов с целью оповещения целевой группы о проводимых занятиях, установлению контактов со школой с целью донесения информации о тренинге, разработке анкеты, подборе наглядных рабочих и методических материалов, формирование материально-технической базы, которая подразумевает закупку необходимого оборудования, канцелярских товаров, изготовление и приобретение методических раздаточных материалов для участников группы, подготовке помещения для проведения групповых занятий.

II.  Основной.

Заключается в непосредственной реализации самой программы. Включает в себя проведение организационного занятия в школе со старшеклассниками с целью приглашения для участия в тренинге, мотивацию на посещение группы и раздачу пригласительных материалов; на начальном этапе реализации программы -  анкетирование с целью выявления некоторых элементарных сведений о личности подростков, круге интересов, увлечениях, диагностики исходного состояния, определения потребностей и интересов; на начальном этапе тренинга необходимо мотивировать подростков для активного участия в работе группы, сплотить в единый коллектив, создавать дружескую, доверительную атмосферу на занятиях. Важным компонентом основного этапа реализации программы является также проведение занятий в соответствии с целями, задачами и программой тренинга, а также анализ групповой динамики, изменений состояний    участников в ходе занятий, соответствия хода работы группы потребностям целевой группы, а также целям и задачам программы.

Кроме непосредственной направленности на формирование навыков ненасильственного поведения, программа тренинга направлена также на формирование адекватной самооценки, выработку навыков уверенного поведения, личностный рост и развитие подростков, самоидентификацию признаков насильственного поведения и агрессии, развитие коммуникативных навыков, правовое просвещение. Таким образом, программа тренинга включает в себя пять основных блоков:

1. Блок личностного роста, цель которого научить подростков справляться с негативными переживаниями, самостоятельно принимать решения, осознавая свои цели, потребности и интересы, воспитать уверенность в себе. (Включает в себя выработку адекватной самооценки, осознание своих потребностей и возможностей, ценностей и приоритетов,  приобретение навыков саморефлексии и внутреннего анализа, самопознание и самопринятие, самоуважение, выработку навыков уверенного поведения, самостоятельность в принятии решений, осознанность выбора).

2. Блок конструктивного общения, цель которого ознакомить и научить подростков новым конструктивным формам общения, способствующих построению гармоничных взаимоотношений. (Включает в себя информирование о сущности, видах и способах общения, информирование о сущности и причинах возникновения конфликтов, способах их разрешения, совершенствование коммуникативных навыков, приобретение навыков конструктивного общения, тренировку навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, рассмотрение сущности, причин и способов разрешения внутриличностных конфликтов).

3. Блок ненасильственного поведения, цель которого повысить уровень информированности подростков по проблеме насилия,   сформировать навыки построения ненасильственных взаимоотношений с окружающими. (Включает в себя информирование о сущности насилия, его видах и динамике, о жертвах и обидчиках, выявление различных сфер жизни и ситуаций, в которых может проявляться насилие (насилие в близких и «случайных» отношениях), самоидентификацию признаков насильственного поведения, сущность, формы и причины агрессии, роль агрессии в возникновении насилия, важность самоконтроля и коммуникативных навыков, способы трансформации и выражения агрессии позитивным способом, принятие ответственности за свое поведение, выработка «правил безопасного поведения» (с целью предотвращения ситуаций насилия), «план безопасности жертвы» (в ситуациях насилия), профилактика употребления алкоголя и наркотиков как факторов, ослабляющих самоконтроль и провоцирующих агрессивное поведение).

4. Блок конструктивного общения с противоположным полом, цель которого научить подростков навыкам построения гармоничных, ненасильственных взаимоотношений с противоположным полом. (Включает в себя понимание влияния гендерных стереотипов на мировоззрение и возникновение насилия во взаимоотношениях, понимание разницы между контролирующим и заботливым поведением, причины и предотвращение насилия на стадии свидания, приобретение навыков предотвращения насилия и нападения во время свидания, способы адекватного реагирования в ситуациях насилия,  выработка модели ненасильственного поведения в отношениях с противоположным полом, приобретение навыков ненасильственного разрешения конфликтов в близких отношениях).

5. Блок правовой информации, целью которого повышение правовой грамотности и информированности подростков.  (Включает в себя понимание сущности и различий между потребностями и желаниями, информирование подростков относительно их прав и возможности их осуществления на основании материалов Конвенции о правах ребенка, Всеобщей Декларации прав  человека, Конституции Российской Федерации ).

III. Заключительный.

Включает в себя заключительное анкетирование с целью диагностики произошедших изменений в состоянии и отношениях участников за время тренинга. Подведение итогов работы группы, фиксация внимания на приобретенных навыках, произошедших изменениях, повышении уровня информированности по проблеме ненасильственного поведения, вопросам осуществления своих прав. Составление отчетных материалов по работе программы.

 

Ожидаемые результаты:

-  повышение уровня информированности подростков по проблеме насилия;

- гармонизация сферы межличностного общения;

- повышение правовой грамотности подростков в вопросах осуществления их прав в ситуациях насилия и жестокого обращения;

- личностный рост и развитие, выработка навыка уверенного и ответственного поведения, навыка действий в стрессовых, «нестандартных» ситуациях;

- демонстрация перспективы и возможности жизни без насилия и жестокости;

- возможность конструктивного выражения гнева и агрессии;

- способность к саморефлексии;

- приобретение коммуникативных навыков, являющихся основными компонентами в построении гармоничных взаимоотношений с окружающими.