Целевая группа: клиенты, проживающие в Отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Цель: содействие психологическому здоровью клиентов, проживающих в Отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и постинтернатной адаптации со службой детский телефон доверия.
Задачи:
- диагностика психологических трудностей клиентов Отделения;
- оказание индивидуальной и групповой консультативной помощи по преодолению существующих затруднений, выработка рекомендаций для самостоятельного решения ими различных психологических проблем;
- оказание экстренной психологической помощи и длительное сопровождение клиента в процессе индивидуального консультирования в ходе проживания в Отделении.
Этапы реализации программы:
1.Установочный блок
Цель: сбор информации об особенностях семейной ситуации женщины, установление контакта, формирование мотивации на психологическую работу, достижение договоренности на длительную и систематическую работу с психологом.
Данный этап работы включает в себя следующие мероприятия:
- информирование женщин о целях, формах, ожидаемых результатах психологической (диагностической, консультативной и коррекционной работы);
- анализ полученной информации.
2. Диагностический блок
Цель: получение необходимой диагностической информации с целью выявления затруднений и формулирования основных направлений работы с женщиной и ребенком.
3. Основной блок (коррекционный)
Цель: создание социально-психологических условий для развивающей и коррекционной работы с клиентом.
Основные направления работы с женщинами:
- коррекция эмоциональных и поведенческих последствий травматического опыта;
- создание условий для активизации внутренних ресурсов по преодолению трудной жизненной ситуации;
- в сфере детско-родительских отношений: коррекция негативных и развитие адекватных установок по отношению к материнству, создание условий для приобретения женщиной практических навыков эффективного взаимодействия с ребенком (детьми);
- обучение навыкам распознавания, выражения и контроля эмоций;
- снижение общего уровня враждебности и агрессивности;
- снижение уровня тревоги, выраженности страхов и опасений;
- повышение самооценки женщины, развитие самоуважения;
- развитие навыков целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.
Основные направления работы с несовершеннолетними:
- установление доверительного контакта с ребенком;
- обучение навыкам распознавания и выражения (вербальным и невербальным) чувств и эмоций;
- обучение социально приемлемым способам выражения агрессии, развитие навыков ее контроля;
- восстановление и развитие позитивного представления о себе, самопринятия и самоуважения;
- развитие социальных навыков ребенка;
- коррекция уровня детских страхов, враждебности и агрессивности;
- снижение личностной тревожности;
- помощь в формировании адекватных представлений о себе, семейной ситуации, окружающих людях.
Методы работы:
- теоретические методы: анализ научной литературы по вопросам личностных особенностей женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, переживших насилие (физическое, эмоциональное, экономическое, сексуальное), специфики взаимодействия с ними;
- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы качественной и количественной обработки данных);
- практические методы: беседа, информирование, убеждение, доверительный диалог, ролевое проигрывание.
Методы и приемы: психологическая коррекция, психологическое консультирование, арт-терапевтической помощи, песочная терапия, метод гештальт-терапии, эмоционально-образная терапия.
4. Аналитический блок
Цель: оценка эффективности проведенной развивающей и коррекционной работы.
Диагностика и оценка получаемых результатов проводится регулярно в ходе работы и по окончанию работы с каждым клиентом. Результаты сопоставляются с материалами диагностического исследования при поступлении в Отделение, делаются выводы относительно динамики изменений, а также на основе отзывов клиентов.
Ожидаемый результат:
- снижение степени выраженности эмоциональных и поведенческих последствий травматического опыта у клиента;
- повышение способности выстраивать доверительные отношения с окружающими людьми;
- укрепление умения защищать себя, устанавливать приемлемые границы безопасности;
- развитие и укрепление адекватных установок по отношению к воспитанию детей, исключение методов насильственного дисциплинирования, более частое применение эффективных приемов общения с ребенком;
- развитие у клиента умения пользоваться своими внутренними ресурсами для преодоления затруднительных ситуаций в будущем;
- развитие умения правильно определять и называть свое эмоциональное состояние, настроение, самочувствие, управлять ими и использовать полученный навык в общении с окружающими людьми;
- повышение способности контролировать негативные эмоции и использовать конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций;
- повышение самоуважения клиента, чувства собственного достоинства, знания своих сильных сторон;
- наличие у клиента устойчивой мотивации на дальнейшие изменения.