Программа «Право на выбор»

 

Цель: профилактика асоциальных явлений в подростковой среде, формирование у воспитанников государственных учреждений ценностных ориентаций и социальных навыков.

Задачи программы:

- снижение уровня общей тревожности;

-  формирование и развитие коммуникативных умений и навыков;

- формирование у воспитанников государственных учреждений (детские дома, приюты) ответственного отношения к своей жизни, действиям, поступкам;

- самопринятие;

- формирование навыков самоанализа и рефлексии;

- понимание идентичности переживаемых и транслируемых эмоциональных состояний;

- активизация процесса рефлексии, связанного с трансляцией в социум собственных эмоциональных переживаний;

- формирование индивидуальной альтернативной модели от реагирования переживаемых эмоциональных состояний;

- выравнивание самооценки, освоение навыков психической саморегуляции;

- снижение риска употребления ПАВ воспитанниками государственных учреждений;

- повышение уровня нравственного развития, в том числе и воздержание от раннего полового дебюта;

- повышение общей психологической культуры, формирование активной жизненной позиции.

 

Актуальность:

Проблема увеличения правонарушений среди детей и подростков стала одной из главных социальных проблем. С каждым годом наблюдается существенный рост детской преступности, все больше и больше углубляется негативное отношение молодежи к закону, праву, усиливается тенденция негативного, а зачастую и откровенно циничного отношения к нравственным и духовным устоям общества.

Особенно часто в конфликт с законом вступают дети, которые воспитываются в государственных учреждениях (детские дома, приюты и т.д.)

И этому есть свое объяснение. Первое из которых психологические особенности, второе - личная история ребенка, которая как правило грустная. Дети попадают в государственные учреждения из семей асоциальных, и имеют свой опыт выживания. В таких семьях игнорируют моральные и нравственные нормы общества, существуют свои правила, законы и своя система ценностей. Попадая в государственное учреждение, ребенок продолжает жить по привычным нормам и правилам своей кровной семьи. Он знает историю своих родителей, идентифицирует себя с ними и у него нет уверенности, что его жизнь может сложится как-то иначе. При этом, находясь в детском доме, ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, причем сам он не может предпочесть ей какую - либо другую группу, и вынужден адаптироваться ко всем детям, проживающих в учреждении.

Такой ребенок выстраивает амбивалентные отношения с людьми. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно требует к себе внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение.

 

Целевая группа: дети, оставшиеся без попечения родителей и подростки с девиантным поведением.